День 6-й.

Сегодня школьники Международной естественно-научной олимпиады отправились на экскурсию в интерактивный этнопарк «Моя Россия». Там им представилась уникальная возможность познакомиться с архитектурными особенностями, традиционными промыслами и узнать интересные исторические факты об 11 регионах России. Никого не оставил равнодушным пешеходный маршрут, проложенный вдоль реки Мзымты в ущелье Кавказских гор.
«На экскурсии мы погрузились в культуру разных регионов России. Удивительно, но за пару часов успели открыть новые грани русской культуры: от разнообразия местной кухни до уникальных архитектурных стилей. Любуясь природой Кавказских гор, мы поражались их красотой — здесь действительно невероятно красиво», — рассказывает Ратмир Кутырев (Ratmir Kutyrev) из Казахстана.
Посещение V Конгресса молодых учёных, который проходит на федеральной территории «Сириус», стало ещё одним важным событием для участников IJSO. На ключевом мероприятии Десятилетия науки и технологий в России школьники из разных стран мира узнали о передовых исследованиях и достижениях: от робота-манипулятора, собирающего урожай яблок прямо с дерева, до VR-очков, способных провести инструктаж сотруднику на новом рабочем месте.
Пока школьники знакомились с достижениями российской науки, тимлиды — руководители сборных на IJSO — работали не покладая рук.
«Сегодня мы до глубокой ночи обсуждали задания тестового тура для третьего этапа олимпиады. Я курировал вопросы по биологии, так как это моя специализация. Задания были довольно интересными. В ходе обсуждения мы переделали один из них, чтобы сделать его понятнее для наших школьников. Сложности в этом году возникли с экспериментальной частью: она получилась очень объёмной, с большим количеством инструкций. Нам пришлось не только много переводить, но и тщательно проверять, чтобы всё было правильно», — отмечает Филип Петровски (Filip Petrovsky), руководитель сборной Северной Македонии.
Работа тимлидов начинается задолго до начала интеллектуального соревнования: они определяют основную методику обучения, проводят тренировочные туры, чтобы подготовить школьников к участию. На олимпиаде главная работа руководителей сборных — перевести задания с английского на национальный язык.
«Тимлидеры выполняют не только роль переводчиков олимпиадных заданий, но и выступают в качестве экспертов в своих естественно-научных дисциплинах. Их компетенции позволяют им активно участвовать в обсуждении и корректировке различных аспектов заданий. Например, формулировки вопросов о строении клетки, её компонентах в российской учебной программе могут отличаться от принятых в Саудовской Аравии, Катаре или Египте. Поэтому при подготовке заданий часто требуются правки, поскольку некоторые темы в других странах изучаются иначе или они вовсе не входят в программу. Роль тимлидера в этом процессе крайне важна: он обеспечивает создание единого подхода к формулировке вопросов, который будет корректен для школьников», — отметил Сайед Фатхи Мохамед Мохамед (Sayed Fathy Mohamed Mohamed), наблюдатель из Катара.
Апелляционный процесс — ещё одна важная часть, которая находится в зоне ответственности руководителей сборных. Только они имеют право подавать на апелляцию. Сами школьники в этом процессе участия не принимают. Тимлиды также ответственны за сопровождение школьников во время поездки, включая контроль за условиями пребывания, безопасностью и питанием.